Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Миры Шоя Чурука

21.08.2017, 21:43      Новости Кызыла

Шой Чурук создает свои миры, населяет их разными персонажами. Но в каждый из этих миров есть только один путь – через Туву. А некоторые миры – это и есть Тува. Но увиденная, как в первый раз. Может быть, как в первый день творения. Очень ценное свойство - удивляться обычному, всегда ведет к чему-то необычному.

Где ты, Тува?

Открытие персональной выставки Шоя Чурука уже состоялось, но посмотреть экспозицию можно и сейчас. Точнее, погрузиться в каждую конкретную картину, примерить ее на себя – подойдет ли? Или примерить себя на картину – как меня там встретят?

Одна картина плавает вне пространства и времени. Это – «Небесный табунщик». Что небесный – понятно: действительно на небе, копыта коня мягко ступают по облакам. И что табунщик понятно – лошадки, как украшения из скифского кургана. На голове – шапка – тоже скифская. А вот в руках – буддийские символы. Сам Шой Чурук считает это нормальным: «У нас ведь все переплетается».

Но если внимательно посмотреть на коня… Да, восемь ног. И тогда это - Слейпнир. В первой части Младшей Эдды приводится список лошадей. Этот список начинается со Слейпнира: «Слейпнир, лучший из них, он принадлежит Одину, этот конь о восьми ногах».

Хильда Эллис-Дэвидсон (британский антрополог и фольклорист, специалист германо-скандинавской мифологии) пишет, что «восьминогий конь Одина является типичным конём для шамана» и что в путешествии на небеса, или в преисподнюю, шамана «обычно представляют сидящим на каких-то птицах или животных».

Другой фольклорист, Улла Лоумэнд, считает, что такие кони могли быть «посредниками между небом и землёй, между Асгардом, Мидгардом и Утгардом, и между миром смертных и подземным миром».

Какой непростой табунщик! Похоже, что он в действительности не только небесный, но может быть проводником и в нижний мир.

Германо-скандинавская мифология вроде бы очень далека от Тувы. По крайней мере географически. Но и в тувинских, и в монгольских сказках вполне может фигурировать восьминогий жеребенок. Как правило, его находят на дне озера или моря. Может быть, намек на нижний мир?

Хотя и скифская шапка, и прочее подтверждают – да, здесь Тува. Только иная.

Восемь ног

О восьминогом коне многие пишут, выдвигают свои предположения, что бы это значило. И предположения – самые разные: восемь сторон света, восемь ступиц древнего колеса, что символизирует солнце, аллегория внеземной скорости, которую так любят использовать при выборе названий для кораблей в Северном море…

Но есть еще и совсем другая идея - образ Слейпнира на самом деле может быть старше самого Одина. Намного старше. Исходный образ Слейпнира весьма и весьма архаичный. Практически первобытный. Есть такие теории, что истоки образа восьминогой лошади коренятся в древнейших похоронных обрядах, предполагавших перенос умершего на простейших носилках силами (и ногами) четырех человек. В рамках этой логики четыре человека и дают те восемь ног, которые превращают Слейпнира в непостижимого представителя лошадиного племени.

Для похоронного обряда в Туве шамана укладывали на деревянный помост на столбах. Может быть, этот помост и стал мифическим конем, который может перенести в нижний мир? Тогда здесь мы точно увидим истоки образа – тут действительно есть функция «посредника». И это уже – точно Тува. Хотя, все-таки, немного иная.

Хозяин горы

«Хозяин белой горы» - совсем простая картина. На первый взгляд простая. Просто радуга, но не дуга, а прямые линии и белый як. Як – белый. А гора, судя по разноцветным линиям, вовсе не белая. Но если свести все цвета призмой в один луч – получится белый цвет. И як получился белым. А может, Як – Хозяин горы и был изначально белым, и радужная гора – это уже его работа?

Хороший такой, основательный Хозяин горы. На картинах Шоя Чурука многие фигуры очень основательны. Тут нет «деликатничания» и манерности. Посмотрим на «Царскую охоту». Не на ту, которая часть композиции в Центре Азии, а на картину Шоя Чурука. Здесь царь – это мощное существо. Можно сказать, что он похож на дуб, да только дубов в Туве не водится. Ну, может, это тысячелетняя кряжистая сосна. Основательная, капитальная. С копьем. Этот Царь прочно стоит на своей земле. Он – часть этой земли.

«Философия борьбы» - тоже царская. Скифские грифы и скифские пантеры. Они ведь одинаковые – противостоящие стороны! Только флаги немного разные. Это борьба братьев, а может, и борьба с самим собой. Борьба, которой и быть не должно. Когда неизвестно, кто прав, а кто виноват. И понимают ли сами противоборствующие стороны свою правоту? Если картину перевернуть – ничего не изменится – те же самые бойцы, не знающие против чего или кого воюют.

Увидеть, как в первый раз

Самые простые бытовые сцены превращаются у Шоя Чурука в нечто былинное и мифологичное.

«Праздник новой юрты». Это же каменные изваяния тувинских степей стоят вокруг будущей юрты! А почему бы и нет? Эти древние люди, в честь которых ставили изваяния, точно так же строили свои юрты, как и нынешние жители Тувы. Да, на картине они изображены не живыми людьми, а именно каменными изваяниями. И поток времени с головой захлестывает зрителя. Он видит себя частью истории.

«Утро» и «Полдень». Эти картины часть цикла. На них ничего не происходит. И тот, кто не видел тувинскую юрту изнутри, даже не поймет, что здесь изображено. На бытовом уровне – здесь просто солнце, которое заглядывает в юрту через верхнее отверстие. Но спектр цветов сразу выводит зрителя на космический уровень.

И потрясающе пронзительная нежность картины «Рождение». Просто овца. Просто ягненок. Но как она смотрит на сына! И все это в обрамлении то ли загородки для овец, то ли буддийского колеса перерождения - сансары.

Ступени жизни

И вот последняя картина. А может быть, первая – если смотреть с другой стороны – «Ступени жизни». А жизни на этой картине вроде и вообще нет. Есть немного страшная поверхность земли, разбитая на фрагменты, как панцирь черепахи. На каждом фрагменте – каменные изваяния. Или просто могильные камни. В панцире угадывается бесконечная дорога. Вся дорога выложена могильными камнями! И так – до бесконечности. Потом замечаешь, что эти куски земли отделены не просто линиями – это течет вода. Опять круговорот жизни? И мы – часть этого круговорота? Или скорее - бесконечная эпопея жизни, и мы – часть истории?

В мирах Шоя Чурука каждый может найти свой мир. Или примерить на себя другой мир. Удивиться простым вещам, погрузиться в бесконечность.

И. Качан

Источник: plusinform.ru
 Читайте также:

Тува: Таможенные платежи выросли за год в 2,8 раза

Тувинская таможня провела совещание по подведению итогов работы в 2017 году и определению основных задач на 2018 год. В совещании приняли участие и. о. заместителя начальника Сибирского таможенного управления – начальника службы федеральных таможенных доходов Раиса Макарова , ..

Законы, вступающие в силу в январе 2018 года

С 1 января в России вступает в силу целый ряд Федеральных законов и постановлений Правительства. Сайт Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва начинает знакомить читателей с самыми важными изменениями в законодательстве, касающимися большинства россиян. Малообеспеч..

Представители ОНФ в Туве вошли в региональный избирательный штаб Владимира Путина

Региональный избирательный штаб Владимира Путина приступил к работе в Республике Тыва. В него вошли представители тувинского отделения Общероссийского народного фронта. Сопредседателем регионального избирательного штаба стал сопредседатель тувинского штаба Народного фро..

Состоялось рейтинговое голосование Общественной комиссии Кызыла по благоустройству придомовых территорий

Сегодня прошло заседание Общественной комиссии по рассмотрению заявок, поданных собственниками многоквартирных домов для благоустройства придомовых территорий. Все это в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы". По с..

В мэрии Кызыла состоялось заседание по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

Сегодня в городской администрации под руководством заместителя мэра по социальной политике Нины Потаповой состоялось тематическое заседание по профилактике суицидального поведения несовершеннолетними. В нем приняли участие заместители директоров по воспитательной работе всех ш..

Пограничник – это звучит надежно и престижно

Пограничное управление ФСБ России по Республике Тыва осуществляет отбор кандидатов из числа выпускников 11-х классов средних общеобразовательных школ для поступления в учебные заведения пограничных органов ФСБ России. В настоящее время Пограничная служба ФСБ России &nda..

Глава Тувы ведет переговоры с губернаторами Западной Монголии о продвижении совместных инфраструктурных проектов

Глава Тувы Шолбан Кара-оол принял сегодня делегацию сопредельного Увс аймака Монголии во главе с его губернатором Д. Батсайханом. По его словам, среди монгольских территорий, граничащих с республикой, Увс аймак – один из наиболее важных партнеров Тувы, поскольку именно на него..

В Верховном Хурале прошла рабочая встреча с министром образования и науки Республики Тыва Татьяной Санчаа

Сегодня Председатель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Кан-оол Даваа и руководитель Региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» в Республике Тыва Онер Ондар встретились с главой республиканского Министерства образования и науки Татьян..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство